Церковные православные праздники 15 декабря
* Пророка Аввакума (VII в. до Р. Х.). Великомученицы Миропии (ок. 251). Преподобного Афанасия, затворника Печерского, в Ближних пещерах почивающего (ок. 1176). Святого Стефана Уроша, царя Сербского (1367). Преподобного Иоанникия Девиченского, Сербского (1430).
Рождественский пост продолжается — 18-й день
Многодневный пост. Его цель – духовное очищение человека и подготовка к празднику Рождество Христово. Продолжительность поста – 40 дней.
Рождественский пост можно условно разделить на три периода. Первые три недели, до 19 декабря — памяти свт. Николы, архиеп. Мир-Ликийских чудотворца, устав относительно нестрогий: в субботу, воскресенье, а также по вторникам и четвергам есть разрешение на рыбу.
Понедельник, среда и пятница — пища без масла (или с растительным маслом, в зависимости от дня памяти святого). Последующие две недели рыбу позволено вкушать уже только по субботам и воскресеньям, а последние 5 дней, в Предпразднество Рождества Христова, устав по своей строгости совпадает с Великим постом. Подробные указания о пище на каждый день следует смотреть в церковном календаре, так как ради памяти нарочитых святых могут встречаться некоторые послабления.
Особый день накануне великого праздника — 24 декабря (6 января по н. ст.), Рождественский сочельник. По сложившейся благочестивой традиции многие христиане этот день блюдут особенно строго и не садятся за трапезу до появления «первой звезды». Так с благоговением вспоминаем мы явление чудесной Вифлеемской Звезды, проводившей восточных волхвов к яслям рожденного Богомладенца.
Сочиво — это постное блюдо, которое чаще всего готовится из пшеницы или риса с медом и фруктами. Отсюда и название этого дня — сочельник. «Сочивом» называли раньше не только кашу и всякую постную пищу, но еще и сок; или, как говорили, «молоко» разных семян: маковое, конопляное, подсолнечное, горчичное, ореховое, миндальное и другие.
День Аввакума
Пророка Аввакума
День чествования одного из 12 малых пророков – Аввакума. Жил за 650 лет до Рождества Христова. Предрек разрушение Иерусалимского храма, Вавилонское пленение и возвращение пленных на родину.
Святой пророк Аввакум, один из 12 малых пророков, происходил из колена Симеонова, пророчествовал около 650 года до Р. X.
Пророк Аввакум предрек разрушение Иерусалимского храма, Вавилонское пленение и возвращение пленных на родину. Во время войны с вавилонянами пророк удалился в Аравию, где с ним произошло следующее чудо. Когда он нес обед жнецам, ему встретился Ангел Господень и мгновенно перенес его силою своего духа в Вавилон, где в это время томился в темнице пророк Даниил. Так, пищей, предназначавшейся для жнецов, утолил голод гонимый пророк. После окончания войны с вавилонянами пророк Аввакум вернулся в свое отечество и умер в глубокой старости. При святом Константинопольском царе Феодосии Младшем (408 — 450) были обретены его мощи.
Преподобных Афанасиев, затворников Печерских
Празднование памяти затворника Афанасия, погребенного в Антониевой пещере и Афанасия, погребенного в Дальних (Феодосиевых) пещерах. Подвизались в Киево-Печерском монастыре в XII-XIII веках.
Преподобный Афанасий, затворник Печерский, в Ближних пещерах, современник архимандрита Киево-Печерского монастыря преподобного Поликарпа (+ 1182; память 24 июля).
Преподобный Афанасий долго и тяжело болел. Когда он скончался, братия приготовила его к погребению. На третий день игумен с братией пришли хоронить его. Но они увидели, что умерший ожил, сидит и плачет. На все вопросы он отвечал только так:
«Спасайтесь, имейте во всем послушание к игумену, кайтесь ежечасно, молитесь Господу нашему Иисусу Христу, Пречистой Его Матери и преподобным Антонию и Феодосию, чтобы окончить добре жизнь свою здесь. Более не спрашивайте».
После этого он 12 лет жил в затворе в пещере и во все это время не сказал ни с кем ни слова, плакал день и ночь, лишь через день вкушал немного хлеба и воды. И только перед кончиной, собрав братию, он повторил ранее сказанные им слова и мирно отошел ко Господу (ок. 1176).
Инок Вавила, много лет страдавший болями и слабостью в ногах, исцелился при его мощах.
«Однажды лежал я, — рассказал он братии, — и кричал от сильной боли. Внезапно вошел ко мне блаженный Афанасий и сказал: приди ко мне, и я исцелю тебя. Я хотел спросить его, как и когда пришел он. Но он стал невидим. Однако я поверил явившемуся и попросил, чтобы принесли меня к его мощам. И вот я исцелился».
Преподобный Афанасий был погребен в Антониевой пещере. Память его совершается также 28 сентября и во 2-ю Неделю Великого поста.
Святого Стефана Уроша V, царя Сербского
Почтение памяти Сербского царя Уроша V. Годы жизни: 1337-1367. Был убит родным дядей как соперник на престол.
Святой Стефан родился в 1275 году от брака Стефана II Уроша Милутина и Анны, дочери деспота Фессалии Иоанна I Ангела. Он стал жертвой навета и был ослеплен по приказу отца, который считал его главой заговора, направленного против себя. Вплоть до своей смерти он терпеливо переносил испытания и страдания, причиняемые ему членами семьи.
Однажды Стефану явился святитель Николай, возложил свои руки на глаза ослепленного князя и сказал: «Стефан, ничего не бойся. Вот твои глаза – в моих руках, и в нужный момент я тебе верну их».
В результате новых политических смут Стефан провел пять лет заложником в монастыре Пантократора в Константинополе. Но он воспользовался вынужденным заключением, чтобы участвовать в жизни монахов и возрастать в мудрости и стойкости. Кротостью, усердием, терпением и чутким вниманием к ближним Стефан снискал одобрение иноков и завоевал большой авторитет в столице. Спустя пять лет ему вновь явился святитель Николай и сказал, что пришел исполнить обещание. Осенив слепого крестным знамением, святитель вернул ему способность видеть.
После смерти отца Стефан был венчан королем Сербии 6 января 1322 года. В благодарность он основал монастырь Дечаны – шедевр византийского искусства, который также знаменует собой и наивысший расцвет сербского государства. Но вскоре Стефан был вынужден противостоять попыткам захватить власть, предпринимаемым его сводным братом Константином и двоюродным братом Владиславом, сыном Драгутина.
Поскольку святой Стефан помогал престарелому императору Андронику II во время гражданской войны, которая раздирала тогда Византию, Андроник III, одержавший в конце концов верх, вступил в союз с болгарским царем, чтобы напасть на Сербское королевство. В 1330 году святой Стефан одержал блестящую победу над ним при Вельбужде и даже смог расширить границы государства.
Вскоре на него обрушились новые испытания. Знать области Зета, нынешней Черногории, восстала против короля под предводительством его сына, Стефана Душана, и свергла законного правителя с трона. Святой Стефан был заключен в крепость Звечан, а затем убит по приказу собственного сына. Благоверный князь закончил жизнь, полную страданий, 11 ноября 1331 года.
Мученицы Миропии Хиосской
Церковь чествует святую Миропию родом из города Ефеса. Жила в III веке. Пострадала за веру в Христа при императоре Декии.
Святая Миропия жила в III веке. Она была родом из Ефеса и с самого крещения посвящена матерью служению при гробнице святой Ермионии, одной из четырех дочерей апостола Филиппа. Честные мощи обильно источали святое миро, обладавшее чудодейственной силой, что привлекало к святилищу многочисленных паломников. С этим служением и связано имя святой – Миропия.
Во время гонений при императоре Деции мать в поисках убежища увезла ее на остров Хиос. Обе они посвящали время молитвам и богоугодным делам. Однако вскоре их покой был нарушен: император прислал на остров нового правителя по имени Нумерий, который принялся безжалостно преследовать местных христиан, до того времени пользовавшихся относительной свободой. Благочестивый воин святой Исидор стал его первой жертвой. Отказавшись отречься от истинной веры, он был подвергнут жестоким пыткам и обезглавлен, после чего его тело бросили в овраг на съедение диким зверям.
Святая Миропия, исполненная горячего стремления воздать телу мученика надлежащие почести, под покровом ночи отправилась в сопровождении служанки на это место и, обманув бдительность стражников, поставленных правителем у края оврага, забрала святые мощи и погребла их в подобающем месте. Узнав об этом, Нумерий в ярости велел наказать стражников, а затем отдал приказ искать пропавшее тело по всему городу и не возвращаться с пустыми руками, угрожая в противном случае предать казни их самих.
При виде несчастных солдат, в цепях бродивших повсюду, девушка, трепещущая от страха и охваченная состраданием, терзалась угрызениями совести, обвиняла себя в постигшем их несчастье. Миропия сама поспешила выйти им навстречу и призналась, что это она унесла тело. Святую привели к правителю и немедля подвергли пытке, а затем еле живую бросили в темницу, где она из последних сил продолжала молиться.
Посреди ночи мрачное узилище внезапно озарилось неземным светом – и перед девушкой предстал сам святой мученик Исидор в окружении ангелов. Обращаясь к ней, он произнес:
«Мир тебе! Твоя молитва услышана Господом, теперь ты пойдешь с нами, чтобы быть увенчанной приготовленным для тебя венцом».
И тотчас святая мученица отошла ко Господу, темница же наполнилась божественным благоуханием.
При виде такого чуда стоявший при дверях воин сам немедленно исповедал себя христианином, приняв вслед за Миропией славный мученический венец.