Список церковных православных праздников 8 декабря 2018 года
Рождественский (Филиппов) пост с 28 ноября по 6 января. Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Священномучеников Климента, Папы Римского (101), и Петра, архиепископа Александрийского (311). Святителя Климента, архиепископа Охридского, просветителя Словянского, Болгарского. Святого Фивы (II), ученика святителя Климента, Папы Римского. 150-ти мучеников риторов, со святою Екатериною пострадавших (ок. 305-313); 670-ти мучеников. Двух преподобномучеников от Авенира царя живосожженных (IV). Преподобного Петра молчальника, Галатийского (ок. 429). Священномучеников Серафима (Остроумова), архиепископа Смоленскиго; Ярослава (Савицкого) протоиерея, Космы (Коротких) пресвитера, Московских; Симеона (Афонькина), Илариона (Соловьева) пресвитеров, Алма-Атинских; Иоанна (Владимирского) пресвитера, Тверского; Григория (Воинова), Александра (Вершинского) протоиереев, Василия (Парийского), Иоанна (Тарасова) пресвитеров; мученика Павла (Кузовкова) (1937). Мученика Николая (Копнинского) (1938). Икон Божией Матери Двинской (в Цигломине); Исааковской (1661).
Содержание
Рождественский пост
11-й день
Многодневный пост. Его цель – духовное очищение человека и подготовка к празднику Рождество Христово. Продолжительность поста – 40 дней.
Рождественский пост является не самым строгим из существующих. Однако некоторые продукты запрещается есть категорически: это мясная пища, яйца и молочная продукция. Некоторые блюда разрешается есть только по определенным дням, например, рыбу (можно есть в выходные и во время великих церковных праздников), постное масло (разрешается добавлять в еду во вторник, четверг, субботу и воскресенье). Иногда разрешается выпивать немного сухого вина.
Отказ от скоромной пищи — это самая незначительная часть того, что человек должен сделать в период подготовки к великому празднику. Пост превратится в обычную очищающую организм диету и не выполнит своей духовной функции, если не совмещать его с постоянной внутренней работой над собой, своими помыслами, отношением к ближнему, ежедневным поведением. Церковью даже осуждается тот, кто постится физически, но не затрагивает духовный аспект воздержания.
Во время поста необходимо воздерживаться от бурных проявлений чувств, негативных эмоций, особенно — гнева и зависти. Следует свести к минимуму посещение развлекательных мероприятий. Каждый день нужно проводить некоторое время наедине с собой, чтобы проанализировать свое поведение, обдумать свои проступки и попросить за них прощения у небесных сил. Чаще прибегайте к молитве — обращение к высшим силам поможет настроиться на духовное очищение и противостоять искушениям окружающего мира.
Проявляйте больше внимания к ближним: окажите помощь, если вас о ней просят, подайте милостыню, дайте совет. Но делать это нужно из самых искренних побуждений: тщеславие и желание возвыситься в собственных глазах полностью лишит хороший поступок его духовной ценности.
Суть Рождественского поста сводится к тому, чтобы очистить свою душу и встретить день, в который Спаситель появился на свет, с открытым сердцем.
Климентьев день
Священномучеников Климента, папы Римского, и Петра I Александрийского, архиепископа.
Посвящен святому Клименту – апостолу от 70-ти, 4-му епископу (папе) Римскому и Петру – архиепископу Александрийкому. Климент – автор двух посланий к Коринфянам. Принял мученическую смерть в Херсонесе по приказу императора Траяна. Петр – автор 15 канонических правил, книги «О Божестве». Был схвачен и осужден на смертную казнь по приказу императора Максимиана.
Священномученик Климент — Апостол от 70-ти, четвертый епископ (папа) Рима родился в очень знатной семье, состоявшей в родстве с императорской фамилией. Будучи разлучен в младенчестве с родителями и братьями, он вырос среди чужих людей. Как и все знатные римские юноши, Климент получил блестящее образование, но светские науки его не увлекали. Едва став совершеннолетним, он покидает Рим. В Святую Землю, в Палестину, где жил и страдал Христос и проповедуют его Апостолы — вот куда влечет юного Климента.
Приехав в Александрию, он слушает проповеди ученого благовестника Варнавы и становится горячим приверженцем нового учения. По прошествии некоторого времени Климент в своих странствованиях встречает апостола Петра, принимает от него святое крещение, становится одним из его ближайших учеников (Филипп IV. 3). Евангельская проповедь помогла Клименту чудесным образом обрести свою семью, которую он считал погибшей: среди учеников первоверховного апостола оказываются два его брата-близнеца, чуть позже он находит родителей. Надо ли говорить, что вся семья после этого приняла христианство и стала проповедовать спасительное учение.
Незадолго до своей мученической кончины апостол Петр рукополагает Климента во епископа. После смерти св. Петра, св. Лина и св. Анаклета, с 92 по 101 год Римским епископом является апостол Климент. Добродетельная жизнь и святительский подвиг Климента являли благотворный пример для гордых римских граждан, многие из которых стали последователями Христа. Житие сщмч. сохранило нам пример того, как однажды на праздник Пасхи после проповеди апостола крестилось сразу 424 человека, среди которых были представители всех римских сословий — от рабов до членов императорской семьи.
Обеспокоенные успехами христианского иерарха, язычники донесли о нем императору Траяну, обвинив святителя в неуважении к римским богам. Разгневанный император велит изгнать Климента из столицы, приговорив его к ссылке. Многие из учеников апостола последовали за ним в Инкерманские каменоломни, находящиеся недалеко от Херсонеса Таврического, предпочитая добровольную ссылку разлуке с духовным отцом.
Инкерманские каменоломни были традиционным местом ссылки христиан. Нелегкая жизнь подвижников была особенно тяжела из-за отсутствия питьевой воды. По молитве святителя Климента, Ангел Господень, явившийся в виде Агнца, указывает место источника. Это чудо привлекло к святителю Клименту множество людей. Слушая ревностного проповедника, сотни язычников обращались ко Христу. Каждый день крестилось по пятьсот и более человек. Там же в каменоломнях был вырублен храм, в котором он проповедовал.
В 101 году священномученик Климент был умерщвлен по приказу императора; его утопили, бросив в море с грузом на шее. Климент прославился многими чудесами, череда которых не прекратилась и после его кончины. По молитвам его верных учеников — Корнилия и Фивы и всего христианского населения Херсонеса море отошло, и они нашли на дне, в нерукотворной «Ангельской » церкви нетленное тело своего учителя. После этого каждый год в день мученической кончины Климента море отступало и в течение семи дней люди молились у мощей праведника.
Так было до начала IX века. В это время мощи стали недоступны, море не отступало. В начале 60-х годов IX века мощи чудесным образом появились на поверхности моря, этому предшествовала соборная молитва Херсонесского духовенства и пришедших в город ученых проповедников — Константина-философа и его брата Мефодия. Константин-философ считал, что сщмч. Климент покровительствует его миссионерской деятельности и делу просвещения славянских народов. Как показало время, это действительно было так.
Когда через несколько лет братья принесли к папскому престолу переведенные на славянский язык и написанные славянскими письменами богослужебные книги, навстречу им вышел сам папа Адриан, узнав о том, что они принесли в Рим мощи их святого соотечественника — апостола Климента. Во многом благодаря принесенным мощам миссия моравских братьев закончилась удачно: славянские книги были освящены папой и в святом городе впервые на богослужении наряду с латынью зазвучала славянская молитва. Это было равносильно чуду!
В Западной церкви в ту пору была распространена так называемая «трехъязычная» ересь, когда только три языка считались богослужебными: древнееврейский, греческий и латынь. Константин, придя в Рим, постригся в монахи, приняв имя Кирилл, и вскоре умер. Памятуя о заслугах просветителя перед престолом Св. Петра, его по настоянию папы Адриана хоронят в церкви Св. Климента.
Крестившись в Херсонесе, князь Владимир Святой переносит часть мощей сщмч. Климента (голову) и мощи св. Фивы, его ученика, с собой в Киев, положив их в Десятинной церкви в приделе во имя сщмч. Климента. Таким образом, мощи сщмч. Климента были первой христианской святыней, появившейся на Руси. Этим-то и была вызвана его исключительная популярность на русской земле.
С началом процесса канонизации собственно русских святых ситуация изменилась: наиболее почитаемыми становятся русские подвижники и мученики.
После закрытия в 1935 году Климентовского храма там размещен филиал Российской государственной библиотеки, что, наверное, тоже можно считать не случайным совпадением. Покровительствующий славянской книжности Климент сохранил под сводами своего храма церковные книги из монастырских и частных собраний. Годы лихолетья не нанесли существенного вреда зданию храма и иконостасам, сохраненным заботами сотрудников библиотеки.
Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы
Последний день попразднства великого православного праздника – Введения во храм Пресвятой Богородицы. В церквях проходит торжественное богослужение.
В честь отдания праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы и дня памяти священномучеников Климента Римского и Петра, архиепископа Александрийского, в храмах совершаются вечерня, утреня, часы и Божественная Литургия. На всех этих богослужениях поются повседневные песнопения из Октоиха, молитвы в честь священномучеников и в последний раз исполняются песнопения праздника Введения.
Вечерня совершается накануне вечером. Сразу после нее или же непосредственно в день отдания праздника рано утром совершается утреня. На ней читаются объединенные каноны праздника Введения (2-й), священномученика Климента и священномученика Петра. В честь продолжающегося Рождественского поста поется рождественская катавасия «Христос рождается, славите…» На 9-й песни канона не поется «Честнейшую херувим…», но поется праздничный припев «Величай, душе моя, приведенную во храм…». В честь отдания праздника Введения совершается великое славословие.
В день отдания праздника совершаются часы и Божественная Литургия свт. Иоанна Златоуста. Вместо «Достойно есть» поется праздничный задостойник
«Ангели, вхождение Пречистыя зряще, удивишася, како Дева вниде во святая святых. Яко одушевленному Божию кивоту, да никакоже коснется рука скверных, устне же верных Богородице немолчно, глас Ангела воспевающе, с радостию да вопиют: истинно вышши всех еси, Дево Чистая».