Речь, будь она написана на бумаге или произнесена вслух, должна заинтересовывать, быть своеобразной, отступать от привычного, отличаться необычностью. Иначе мысли и смыслы, которые вы хотели бы донести, могут так и остаться непонятыми, не услышанными. Именно для этого речь украшается средствами выразительности, способными придать самой простой фразе изюминку. Научиться этому несложно, стоит просто немного практиковаться, читать книги и узнавать новые приемы, чтобы в дальнейшем употреблять их в речи. О нескольких таких приемах пойдет речь в данной статье.
Многие писатели пользуются приемами, которые еще называют стилистическими фигурами. Они меняют слова местами, подменяют смысл. Одной из таких фигур является антитеза, которая с греческого переводится как «противопоставление». Найти в тексте ее довольно просто, это будет предложение или словосочетание, в котором встречаются противоположные по смыслу слова.
Часто в этой роли выступают антонимы, примеры которых в основном встречаются в пословицах: «Тяжело в ученье – легко в бою», «Тише едешь, дальше будешь». Также встречается в названиях всемирно известных произведений, таких как «Война и мир» Толстого или «Принц и нищий» Твена. И в самих текстах произведений, конечно: «Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно» (М. Лермонтов).
Следующее средство выразительности можно перевести с греческого как «вынесение, возвращение», пользуются им в основном поэты. Этот термин называется анафора, выражается она в повторении похожих звуков в начале строк или строф в стихотворении. Используют ее для придания возвышенности речи и для выделения более важных словосочетаний, слов, мыслей.
Примеры анафоры часто встречаются в художественной речи: «Быть может, вся Природа – мозаика цветов? Быть может, вся Природа – различность голосов?» (К. Бальмонт). Помимо словесного повторения, может повторяться только морфема определенного слова, как в «Узнике» Лермонтова: «Черноглазую девицу, Черногривого коня!..»
Писатели используют множество средств художественной выразительности, это и оксюморон, и эпифора, и анафора, и сравнение, и риторический вопрос. Наравне с ними есть еще один термин – парцелляция, которая заключается в специфическом построении текста таким образом, что основная мысль намеренно делится на составные отдельные части. Сам термин переводится с французского как «частица».
Примером такого деления может служить цитата из произведения А. Курчаткина: «Но тянулись друг к другу – да, тянулись, что говорить; оба, взаимно». Еще один пример – Солженицына: «Слова отзвучивают и утекают как вода — без вкуса, без цвета, без запаха. Без следа».
Благодаря таким несложным приемам речь приобретает другие эмоциональные оттенки, в ней появляется особый смысл и уникальность.