Домой » Общество » Великий Пикассо обессмертил ее на своих полотнах, но обрек на одиночество | LentaHit

Великий Пикассо обессмертил ее на своих полотнах, но обрек на одиночество | LentaHit


Родина — №1118 (11) Пабло и Ольга Художник обессмертил ее на своих полотнах, но обрек на одиночество20 ноября в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина открывается выставка «Пабло Пикассо. Ольга Хохлова» (продлится до февраля 2019-го). Судьба жены знаменитого художника неожиданным образом связана с семьей писателя-мариниста Виктора Конецкого… Великий Пикассо обессмертил ее на своих полотнах, но обрек на одиночество

Ольга Степановна Хохлова родилась 17 июня 1891 года в городе Нежине на Черниговщине. Глава семьи Степан Васильевич Хохлов был поручиком и начальником лазарета Батуринского резервного пехотного полка царской армии. Некоторое время семья жила в Киеве, где Ольга, мечтавшая стать танцовщицей, тайком от отца посещала балетную школу. А после переезда семьи Хохловых к новому месту службы отца в Петербург, Ольга училась во французском пансионе. Затем она поступила в школу танцев Евгении Соколовой.

В тот период она и познакомилась с сестрами Конецкими — Любовью и её сестрой танцовщицей Императорского театра Матильдой.


Великий Пикассо обессмертил ее на своих полотнах, но обрек на одиночество

Великий Пикассо обессмертил ее на своих полотнах, но обрек на одиночество

Ольга Хохлова была частой гостьей в доме Конецких: дружила с сестрами — Любочкой и Матильдой, была сердечно привязана к их матушке Марии Павловне. В архиве Виктора Конецкого в РГАЛИ хранятся открытки, полученные Л.Д. Конецкой от Ольги в разные годы. "…А уже в следующем [1911] году через сестер Конецких [Ольга Хохлова] попала на просмотр к Сергею Дягилеву и получила место в "Русских балетах", — запись на одном из сайтов, посвященных Пабло Пикассо.

Через год, закончив службу танцовщицы в Мариинском театре, отправилась в Монте-Карло по приглашению Дягилева и Матильда Конецкая. Там же оказалась младшая сестра Любовь, завершившая учебу во французском пансионе Люси Ревиль. В Монте-Карло сестры вновь встретились с Ольгой Хохловой. Казалось, подругам суждена долгая совместная работа в "Русских балетах Дягилева". Но в июле 1914 года началась Первая мировая война, и Конецкие поспешили вернуться в Петроград.

Великий Пикассо обессмертил ее на своих полотнах, но обрек на одиночество

Последнее сообщение от Ольги (из тех, что сохранились в архиве Л.Д. Конецкой) было получено в 1916 году.

А в феврале 1917 года в Рим для работы над балетом "Парад" прибыл Пабло Пикассо.

Во время репетиций и спектаклей художник делал бесконечные наброски и рисунки танцовщиц. Но лишь одна из них покорила сердце экспрессивного и страстного Пикассо…

Ольга Хохлова не сразу ответила ему взаимностью: истинная вера не позволяла вступить с Пабло в близкие отношения до замужества. И горячий Пикассо поспешил оформить их брак. В 1918 году Ольга Хохлова стала женой художника.

Великий Пикассо обессмертил ее на своих полотнах, но обрек на одиночество

Пикассо, к тому времени уже познавший горечь потерь, хотел видеть жену только рядом с собой и надеялся, что с ее появлением обрел тихую гавань.

Ольга стала его любимой моделью. "У нее были чистые правильные черты лица, гладкая кожа, вся натура ее пронизана той женственностью, которая всегда так волновала Пикассо" — писала о Хохловой французский историк культуры Антонина Валлантен в книге "Пабло Пикассо". Картинам художника "Ольгиного" периода присущ "классический язык гибких, поющих линий — язык умиротворения, счастья и любви".

Великий Пикассо обессмертил ее на своих полотнах, но обрек на одиночество

Портрет "Ольга в кресле" (1918 год) считается одним из лучших портретов XX века.

Но на портретах даже начального счастливого периода семейной жизни Ольга чаще всего грустна и задумчива. Она была оторвана от родины и семьи. Отец и брат Николай воевали в Белой армии — первый пропал без вести в 1919 году, второму выпала участь эмигранта. В Москве её мечтали увидеть второй брат, мать и сёстры. Ольга часто писала родным, отправляла посылки, но они доходили редко…

А главное, Хохлова была оторвана от балета. Еще в 1919 году Дягилев писал Пикассо, заманивая того в Лондон: "…А Ольга? Неужели она навечно распрощалась с искусством танца? Это весьма печально! Мясин сожалеет об этом как хореограф, а я — как бывший поклонник…".

Радостью и спасением для Ольги стало рождение сына Паблито. И все-таки, прожив с мужем более семнадцати лет, она покинула его. "Любит страстно, но его любовь убивает", — такой вердикт вынес Пикассо поэт Поль Элюар. Хохлова не выдержала измены (новой возлюбленной Пикассо не было и восемнадцати лет, она родила ему дочь) и ненависти, которую, как признавался сам Пабло, он стал испытывать к жене.

"Она слишком многого от меня хотела!" — заявлял Пикассо после расставания с Ольгой.

Великий Пикассо обессмертил ее на своих полотнах, но обрек на одиночество

Кто-то из многочисленных биографов Пикассо точно заметил, что Ольга совершила чисто женскую ошибку: она впала в полную зависимость от мужа, мечтая о диалоге душ, драматизировала их отношения.

А Пикассо нуждался в абсолютной свободе без внешних светских условностей. По мнению внука художника Оливье Видмайера-Пикассо, любовные похождения были для Пабло "sine qua non" — непременным условием творчества.

Художник творил, а семейная его история с Хохловой переродилась в историю судебных склок и взаимных унижений, растянувшуюся на двадцать лет. Официально их развод так и не был оформлен.

С наступлением "оттепели" Любовь Дмитриевна Конецкая пыталась разыскать Ольгу, писала Пабло Пикассо, но ответа не получила. Сообщение о смерти подруги пришло из Москвы от Ильи Эренбурга, дружившего с художником.

Ольга Руис Пикассо умерла в Каннской городской больнице "Бо Солей" 11 февраля 1955 года от рака — болезни, отягощенной горьким одиночеством и непрощенной обидой на мужа. Она похоронена на самом красивом кладбище Франции — дю Гран-Жас (его называют "Пер-Лашез Лазурного берега").

Пикассо на похороны отвергнутой жены не приехал: он работал над очередной эпохальной картиной…

ДЕЛА СЕМЕЙНЫЕ

"Диаметрально противоположны по характеру…"

"Он был экстравертом, она — интровертом. Он был напорист и импульсивен, она — застенчива и меланхолична. Он был атеистом, она — верующей. Она была белокожа, он — смугл, как просмоленный, с головы до пят. Она — аккуратна и педантична, он — неряшлив и сумбурен. Она ценила верность, семью, традиции, он терпеть не мог такие "буржуазные предрассудки и способы человеческого закабаления". Она любила классическую музыку, он ее не понимал. Список можно продолжить до бесконечности: от привычек — до меню. Столь разных, да что там — диаметрально противоположных друг другу людей по характеру, воспитанию, языку, национальности, идеалам, не говоря о колоссальной разнице в сексуальном опыте и темпераменте, было трудно отыскать".

_Елена Шатохина. "Пикассо и Хохлова"

Редакция благодарит директора Российского государственного архива литературы и искусства Т.М. Горяеву за предоставленные материалы из архива В.В. Конецкого.

источник

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru