Домой » Праздники Дня » Церковный праздник сегодня 25 октября 2018 года у православных христиан

Церковный праздник сегодня 25 октября 2018 года у православных христиан


Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники 25 октября 2018 года

25 октября отмечается 5 православных церковных праздников.


Андрон Звездочет

Мучеников Прова, Тараха и Андроника.

Празднование памяти трех святых мучеников, пострадавших за веру в Христа в г. Тарсе Киликийском в 304 году.

Святые мученики Пров, Тарах и Андроник пострадали за Христа в 304 году в городе Тарсе Киликийском. На предложение язычников принести жертву идолам святой Тарах, старый воин, ответил, что он приносит жертву Единому, Истинному Богу в чистом сердце. Видя твердость святых в исповедании истинной веры, проконсул предал их пыткам.

«Когда мое тело страдает, — говорил идолопоклонникам святой Пров, — тогда душа моя исцеляется и оживляется».

Истязатели изощрялись в мучениях, какие только могла измыслить их злоба, а потом разрубили тела святых на части. Христиане тайно взяли останки мучеников и похоронили.

Священноисповедника Николая (Могилевского), митрополита Алма-Атинского

Чествование памяти митрополита Николая (1877-1955), имя при рождении – Феодосий Могилевский. Причислен к лику святых в 2000 году.

Священноисповедник Николай (Могилевский; 1877–1955), митрополит Алма-Атинский и Казахстанский — один из великих подвижников нашего времени, человек святой жизни, молитвенник, пастырь пастырей, прошедший в жизни многие испытания. На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года митрополит Николай был причислен к лику новомучеников и исповедников Церкви Русской. В книге собраны его наставления, советы, воспоминания о нем.

Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Николай (Могилевский), в миру Феодосий Никифорович, родился 27 марта 1877 года, в день светлого праздника Пасхи, в семье скромного псаломщика Никифора и супруги его Марии, в селе Комиссаровка Екатеринославской губернии Верхне-Днепровского уезда. Отец владыки Николая к концу жизни дослужился до протоиерея и дожил до того дня, когда сын его стал епископом.

После окончания Екатеринославской духовной семинарии Феодосий поступил работать учителем в церковную школу.

В 1903 году Феодосий был зачислен в число послушников Ниловой пустыни. 6 декабря 1904 года, в канун праздника святителя Николая, над ним был совершен монашеский постриг, он был наречен Николаем. В 1905 года монах Николай был рукоположен в сан иеродиакона, а затем во иеромонаха. Отец Николай нес послушание благочинного Ниловой пустыни.

В 1907 году отец Николай поступил в Московскую духовную академию, которую успешно закончил в 1911 году. За сочинение на тему «Учение аскетов о страстях» он получил степень кандидата богословия. Отец Николай несколько лет подряд трудился инспектором академии, Полтавской духовной семинарии, Черниговской духовной семинарии. Впоследствии очень многие иерархи, проходившие в то время свое образование в стенах академии и семинарий, с теплотой вспоминали очень доброго и мудрого инспектора отца Николая.

В 1915 году отец Николай был возведен в сан игумена, а в 1916 году назначен настоятелем Князе-Владимирского монастыря в Иркутске с возведением в сан архимандрита, а также заведующим Иркутской учительской миссионерской школы. В 1917 году он был назначен ректором Черниговской семинарии и настоятелем Елецкого Успенского монастыря в Чернигове.

20 октября 1919 года в Чернигове архимандрит Николай был хиротонисан во епископа Стародубского, викария Черниговской епархии.

С августа 1923 года владыка Николай был назначен епископом Каширским, викарием Тульской епархии. С октября 1923 года он управлял Тульской и Одоевской епархиями. Владыка занял непримиримую позицию по отношению к обновленцам, обличая их с церковной кафедры и объясняя своей пастве гибельность этого пути. В 1924 году владыка приехал в Москву, где вместе с группой епископов, в числе которых был архиепископ Феодор (Поздеевский), подвергся аресту органами ГПУ и был посажен в Бутырскую тюрьму. Просидев там две недели, владыка был выпущен. В мае 1925 года вновь арестован.

Проведя в заключении более двух лет и освободившись в сентябре 1927 года, владыка Николай был назначен на Орловскую кафедру. В Орле епископ Николай служил до следующего своего ареста в июле 1932 года.

В 1937 году епископ Николай был освобожден из лагеря. Но не получив назначения на кафедру, он проживал сначала в городе Егорьевске Московской области, а затем в городе Киржаче Ивановской области. В этот период по вызову Местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского) он часто приезжал в Москву для исповеди митрополита Сергия и помощи в делах Патриархии. И в дальнейшем, когда после следующего ареста, тюрьмы и ссылки владыка Николай был назначен на Алма-Атинскую кафедру, он ежегодно 25 мая, в день кончины патриарха Сергия, совершал заупокойные панихиды, со слезами молясь о упокоении его души.

В 1941 году владыка Николай был возведен в сан архиепископа. Весть о начале Великой Отечественной войны застала владыку перед служением Божественной литургии. 27 июня владыка был арестован и помещен в тюрьму города Саратова по обвинению в антисоветской деятельности, где пробыл шесть месяцев, затем сослан в Казахстан, в город Актюбинск, а оттуда через три месяца в город Челкар Актюбинской области.

До глубокой осени 1942 года владыка влачил нищенское существование в Челкаре. Физические силы его были на исходе. От недоедания и холода тело его было покрыто нарывами, от грязи завелись вши. Когда иссякли последние силы, владыка потерял сознание. Очнулся он в больнице. Поправлялся владыка медленно. А когда поднялся с постели, сразу же стал стараться принести пользу окружающим. Кому воды подаст, кому судно принесет, кому постель поправит, кому скажет доброе слово. В больнице полюбили этого доброго старичка. Все стали называть его ласково: «Дедушка». Когда владыку Николая выписали из больницы, его принял в свой дом добрый богобоязненный человек, татарин, который и привез его в больницу, найдя умиравшим на улице.

После досрочного освобождения из ссылки в 1945 году владыка Николай был назначен в Алма-Ату с титулом архиепископ Алма-Атинский и Казахстанский. Владыка стал ходатайствовать об открытии расположенной в центре города Никольской церкви, и в скором времени храм был передан общине верующих.

Детская простота, беззлобие, молитвенность, верность монашеским обетам и сам вид старца располагали к нему сердца людей. Владыка Николай был внимателен ко всякому человеку.

Архимандрит Исаакий (Виноградов) вспоминал о владыке Николае:

«Владыка никогда не заботился о каком-либо величии, присущем его сану, его служению; он умел прекрасно развести кадило, приготовить себе облачение, а при скудости такого вещества, как ладан, сам великолепно готовил его из моченого угля, душистой кулинарной эссенции и смолы хвойных деревьев, которую его помощники собирали в хвойном лесу. Сослужители владыки иногда как бы ставили ему в укор то, что он мало заботится о своем быте, о пище и одежде. “Но именно это и дает мне то долголетие, которое является на земле наградой Божией за прожитую жизнь”, — отвечал владыка и всегда следовал этим своим правилам — поменьше привлекать к себе заботы окружающих и побольше своей заботы окружающим отдавать».

25 октября 1955 года после продолжительной болезни святитель тихо и спокойно отошел ко Господу.

Перенесение из Мальты в Гатчину части Древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки Иоанна Крестителя

Воспоминание церковью события по перенесению из Мальты в Гатчину почитаемых христианских реликвий в 1800 году.

История праздника

С 1553 года «Суверенный военный гостеприимный орден Святого Иоанна, Иерусалима, Родоса и Мальты», он же Иерусалимский орден госпитальеров, получив в подарок от императора Карла V Мальту, переместился на этот остров. 11 (22) июня 1798 года по пути в Египет на Мальте высадились войска Наполеона. Поскольку Устав ордена госпитальеров запрещал им поднимать оружие против других христиан, мальтийские рыцари обратились к защите и покровительству России.

Уже в августе 1798 года в Петербурге был собран капитул Великого Приорства Российского (оно было создано в 1797 году), на который прибыло немало известных мальтийских рыцарей. Низложив бывшего главу ордена, фон Гомпеша, который подписал 12 июня с Наполеоном акт о капитуляции, рыцари избрали 72-м Великим Магистром ордена русского императора Павла I. 29 ноября (10 декабря) 1798 года царь принял Орден под своё покровительство.

Летом того же года всего за три месяца, с 15 (26) июня по 12 (23) сентября 1798 года в Гатчине (45 км к югу от центра Петербурга), с использованием уникальной землебитной технологии были возведены стены Приоратского дворца, где по замыслам Павла I должен был разместиться капитул Мальтийского ордена. На следующий год, 22 августа (2 сентября) 1799 года император принял дворец, и 23 августа (3 сентября) предоставил его Ордену.

Среди главных реликвий ордена была Десница Иоанна Крестителя. У госпитальеров она оказалась после захвата турками Константинополя в 1453 году, после чего её переправили на остров Родос, где тогда размещался этот рыцарский орден. Когда турки в 1522 году захватили Родос, госпитальеры переместились на Мальту, забрав с собой все святыни.

12 (23) октября 1799 года «привезённые пред тем» в Гатчину три древние реликвии госпитальеров — частица древа Креста Господня, Филермская икона Божией Матери и десница св. Иоанна Крестителя — были перенесены «из внутренних Его Императорского Величества комнат … в придворную гатчинского дворца церковь». В церкви Гатчинского дворца святыни оставались до 9 декабря того же года, когда они были перевезены в Петербург и помещены в Большой церкви Зимнего дворца.

После Октябрьской революции святыни оказались в гатчинском Павловском соборе, откуда их осенью 1919 года, при отходе армии Юденича из Гатчины, вывезли в Эстонию, а затем в Данию, где передали вдове Александра III Марии Фёдоровне. Её дочери передали реликвию митрополиту Антонию (Храповицкому). Мощи хранились в Берлине, затем в Югославии, но во время Второй мировой войны пропали, и после войны югославские правоохранительные органы на протяжении 6 лет вели поиск реликвии. Обнаружив её в 1951 году в Цетиньском монастыре в Черногории, власти передали десницу в хранилище государственного исторического музея города Цетинье.

В июне 2006 года Десница Иоанна Крестителя из Цетиньского монастыря была провезена по 10 городам России, Белоруссии и Украины.

Преподобного Космы, епископа Маиумского, творца канонов

Считается днем памяти епископа Космы родом из Иерусалима. Является творцом канонов.

Преподобный Косма, епископ Маиумский, творец канонов, родом из Иерусалима, воспитывался родителями преподобного Иоанна Дамаскина вместе с их сыном и получил прекрасное образование. Когда святой Косма достиг совершеннолетия, то поступил в одну из палестинских обителей, где прославился монашескими подвигами. Во время гонения на святые иконы преподобный Косма вместе с преподобным Иоанном выступил в защиту Православия. Они написали много сочинений против иконоборцев. В 743 году Косма был поставлен епископом Маиумским. Преставился он в глубокой старости (+ ок. 787), оставив после себя много канонов на праздничные дни и трипеснцы на четыре дня Страстной седмицы

Преподобного Амфилохия Глушицкого, игумена

День святого Амфилохия, настоятеля Глушицкой обители.

Преподобный Амфилохий, игумен Глушицкий, уже иноком в священническом сане пришел из Устюга к преподобному Дионисию Глушицкому в 1417 году. Святой Дионисий, узнав о желании Амфилохия быть подвижником, рассказал о суровости и трудности жизни в его обители, но это не смутило пришельца. Тогда святой Дионисий сказал:

«Если хочешь пребывать здесь, то сотворим завет — не разлучаться друг с другом, пока останемся на земле».

Амфилохий с радостью согласился и пообещал исполнять устав обители.

Двадцать лет провел преподобный Амфилохий в подвигах поста, молитвы и послушания под руководством преподобного Дионисия, стараясь во всем подражать ему и помогая в трудах по устройству обители. После кончины святого Дионисия преподобный Амфилохий 15 лет был настоятелем Глушицкой обители. Преподобный мирно скончался в 1452 году и был погребен рядом со своим учителем.

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru